Кроме экспортной модификации на основе бомбардировщика был создан самолет для разведки Су-24МР и создатель помех Су-24МП. Разработка по ним была начата задолго до создания Су-24М, изначально под названием Т-58МР и 58МП, а с 1976 года в качестве Т6МР и Т6МП. Но ОКБ смогло плотно заниматься данными машинами только в конце 70-х. К производству опытного образца разведчика приступили в 79-м году на новосибирском заводе еще до утверждения макета заказчиком. Главные конструктором выступал Лонгвинов.
Особенности навигации
Из-за обновленного назначения самолета из прицельной и навигационной системы ПНС-24М, в том числе РЛС для переднего обзора, на борту оставался только комплекс для навигации НК-24МР.
Освобожденные объемы при этом применялись для размещения оборудования для разведки. Самолет оснащался бортовой РЛС для боковых обзоров «Штык», а также комплексом для разведки БКР-1, который был разработан в «Вега-М». Этот комплекс включал средства ИК, ТВ, радиационной и лазерной разведки. На самолете были фотокамеры для перспективной и панорамной съемки. При этом пленка из фотокамер проявлялась на борту, а потом сбрасывалась в заданном районе в капсуле. Остальная информация передавалась по радиоканалу.
Часть оборудования для разведки была размещена в фюзеляже, а оставшиеся части разместились в контейнерах «Эфир-1М», «Тангаж» и «Шпиль -2М».
Защита самолета
Для защиты воздушного судна от противника в воздухе в арсенале были 2 ракеты Р-60. С подобной нагрузкой радиус действия самолета составлял 410-560 км без дозаправки в процессе полета, а глубина разведки за линией соприкосновения составляла 400 км. Самая высокая скорость Су-24МР с ракетами и контейнерами составляла 1200 км/ч, а без подвесок 1500-1600. Максимум – 17000 метров. Максимальная дальность с дозаправкой – 2500 км.
Первые испытания
В конце июля 1980 года испытатель по имени А. Иванов поднял первый экземпляр разведчика. Госиспытания, в которых принимали участие 2 машины, закончились в ноябре 1982 года, тогда же транспортное средство было принято на вооружение.
Первый экземпляр из серии облетал в апреле 1983 года летчик В. Выломов и штурман В. Шкуратов. В ВВС самолет осваивали летом 1983 года. В 1987-1988 голах было проведены успешные войсковые испытания воздушного судна.
Постановщик помех
Вместе с разведчиком Су-24МР на основе бомбардировщика создавался постановщик помех. Первый образец Т6МП-25 подняли в воздух в марте 1980 года. Госиспытания Су-24МП закончились в конце осени 1982 года.