Следует сказать, что танк Т-55 выступал в качестве модернизированного варианта танка Т-54Б. Он был создан в инициативном порядке коллективом завода в СКБ-183. В процессе проектирования и производства пробных образцов обладал обозначением «Объект 137Г2М».
Проведение испытаний
Государственные испытания обоих танков проводились в 1957 году, а также 1958 году. Танку присвоили индекс «Объект 155». А после устранения недочетов и улучшения конструкции под маркой Т-55 его приняли на вооружение СА приказом Минобороны Советского Союза. Серийно танк производили в Нижнем Тагиле, а также в Омске, Харькове.
Отличительные особенности
Т-55 отличался высокой надежность, а также относительной простотой обслуживания и ремонта. Без повышения боевой массы в таком же, как и у модели Т-54Б, забронированном объеме инженерам удалось также разместить 9 артиллерийских выстрелов и увеличить на 150 л емкость топливных забронированных баков, в том числе поставить и более мощный дизель.
Все это получилось достичь из-за применения баков-стеллажей, которые совмещали топливный бак со снарядной боеукладкой. Помимо этого, на танке исключался крупнокалиберный зенитный пулемет, а также облегчались второстепенные броневые детали. Модель Т-55 была первой в мире серийной моделью с автоматической системой ПАЗ. Данная система защищала экипаж от ударной волны с давлением 294 кПа, а также от радиоактивной пыли.
На КПП установили 2-цилиндровый воздушный авиационный компрессор, что постоянно подзаряжал при работающем дизеле 2 пятилитровых баллона с воздухом.
Особенности компоновки
Компоновка новой модели была аналогична модели Т-54Б. Танк обладал тремя отделениями: боевым, управления, а также муторно-трансмиссионным. Рабочее место водителя-механика было в отделении управления около левого борта. Люк водителя-механика располагался впереди подбашенного листа. В днище был люк для запасного выхода.
Перед полумягким сидением водителя на днище были педали управления агрегатами и рычаги. На рабочем месте были вмонтированы 2 перископических прибора для наблюдения. На танках, которые были выпущены после 1963 года введена гидропневмоочистка наружных стекол приборов наблюдения. Для того чтобы водить танк ночью вместо смотрового левого прибора монтировался прибор ночного видения ТВН-2. С 1960 года для улучшения условий работы водителя в танке Т-55 появилось сиденье, что регулируется по высоте.
В носовой части танка с правой стороны располагался топливный передний бак. Сзади переднего бака с топливом были 2 бака-стеллажа. Между сиденьем механика-водителя и левым баком-стеллажом был стеллаж с 4 аккумуляторами. В боевом отделении был комплекс вооружения танка, в том числе и рабочие места наводчика, командира и заряжающего. Над сиденьем командира была командирская башенка на крыше башни с входным люком.